Система работы с одаренными детьми
Социально-экономические преобразования в российском обществе обусловили необходимость формирования интеллектуального и духовного потенциала нации. В связи с этим особенно актуальной становится задача создания российской элиты. Работа с одаренными детьми признана одним из приоритетных направлений в образовании на государственном уровне.
Цель, которую ставят перед собой педагоги муниципального образовательного учреждения гимназии № 9, состоит в разработке и реализации системы планомерных и целенаправленных действий, обеспечивающих оптимальное развитие одаренных детей.
Задачи:
Создание системы целенаправленного выявления и отбора одаренных детей.
Включение проблемы работы с одаренными детьми как приоритетного направления в систему научно-методической и экспериментальной работы учителей гимназии.
Создание максимально благоприятных условий для интеллектуального развития одаренных детей как в учебном процессе, так и во внеурочное время.
Создание условий одаренным детям для реализации их творческих способностей в процессе научно-исследовательской и поисковой деятельности.
Стимулирование творческой деятельности одаренных детей.
Привлечение научного потенциала Вузов и научных учреждений к работе с одаренными детьми.
Оказание квалифицированной психолого-педагогической помощи родителям одаренных детей.
Создание условий для привлечения учащихся к решению социальных и нравственных проблем гимназии, района, города, интересных и значимых для молодежи и подростков.
Обмен опытом педагогов гимназии по работе с одаренными детьми .
Разрабатывая свою систему действий, мы исходим из следующего содержания понятия «одаренные дети»:
Итак, одаренные дети :
имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления;
имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность;
испытывают радость от умственного труда.
Для них характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления, однако по целому ряду причин на определенном этапе могут быть проявлены не все признаки одаренности.
Всех одаренных детей мы подразделяем на три категории :
Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще встречаются в младшем школьном возрасте).
Дети с признаками специальной умственной одаренности – одаренности в определенной области науки (такие учащиеся чаще обнаруживаются в подростковом возрасте).
Учащиеся, не достигающие по каким – либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (возможности таких учащихся нередко раскрываются в старшем школьном возрасте).
Отсюда мы делаем стратегически важный вывод - выявление одаренных детей должно осуществляться на всех ступенях обучения.
Стратегия работы с одаренными детьми в гимназии заключается в необходимости создания условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся или не выявленной, а также просто способных детей, в отношении которых есть надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.
Работа с одаренными детьми в гимназии № 9 строится на следующих принципах:
принципе дифференциации и индивидуализации обучения
( высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка);
принципе максимального разнообразия предоставляемых возможностей;
принципе обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг ;
принципе возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам, работу в НОУ;
принципе усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися;
принципе создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.
В целях создания системы выявления и отбора одаренных детей, необходимо знакомить учителей с научными данными о психологических особенностях одаренных детей, приемами целенаправленного педагогического наблюдения. В гимназии проводятся семинары с привлечением специалистов-психологов из Центра диагностики и коррекции, ведется подбор и накопление в методическом кабинете литературы, необходимой для самообразования по этой теме, организована научно-методическая работа по этому направлению.
Учителями-предметниками и классными руководителями проводится целенаправленное наблюдение за учебной и внеурочной деятельностью школьников для выявления детей, имеющих склонность и показывающих высокую результативность в различных областях деятельности.
Обязательно в каждом классе выявляются мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности и круге интересов их ребенка.
В гимназии стали традиционными фестивали, конкурсы, олимпиады и различные соревнования, позволяющие ребенку проявить свои способности
(предметные олимпиады, конкурсы творческих работ, фестивали «Ау, мы ищем таланты», «Брейн-ринги» и другие.)
Работа с одаренными детьми включается в качестве приоритетного направления в систему научно-методической работы.
Ежегодно в плане работы каждой предметной кафедры и МО в гимназии отражается отдельное направление - работа с одаренными детьми по предметам. Вопросы методического сопровождения данной деятельности обсуждаются так же и на заседаниях районных методических объединений. В планах на будущее - разработка программы изучения личности одаренного ребенка, индивидуальных карт развития одаренных детей.
На кафедрах математики, иностранных языков, естественных наук сформирован банк данных заданий повышенной сложности для одаренных детей, ежегодно корректируются программы факультативных курсов. В практике гимназии так же имеется переориентация отдельных курсов именно на работу с одаренными детьми (факультатив «Умники и умницы» для начальных классов, летняя школа «Юный математик» и др.)
В вариативную часть учебного плана вводятся новые развивающие курсы – «Учимся, играя», «Шахматы» на первой ступени обучения; «ЛОГОС», «Решение нестандартных задач» по математике, физике, химии и др. в средней и старшей школе.
Одним из условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей как в учебном процессе, так и во внеурочное время , является внедрение проектного метода обучения. Конкурсы социальных проектов, проектов детского самоуправления, а так же межпредметные учебные проекты учащихся с использованием ИКТ давно занимают отдельное место в планах деятельности гимназии № 9.
Расширяется сеть факультативных занятий, каждый год разрабатываются и внедряются программы новых спецкурсов в системе факультативных занятий, в гимназии существует широкий выбор студий, кружков и секций для удовлетворения самых разнообразных талантов и склонностей учащихся ( «Юный дизайнер (флористика)», “ HAND - MADE ”, «Театральная студия», «Вокальный ансамбль», два кружка хореографии, «В мире моды», студия «Очарование», кружки «Юный стрелок» и «Патриот», изостудия, информационно-издательский центр «ЖИРАФ», секции волейбола, баскетбола, легкой атлетики и т.д.)
Педагогическим коллективом гимназии создаются условия одаренным детям для реализации их творческих способностей в процессе научно-исследовательской и поисковой деятельности. С этой целью совершенствуется структура научного общества учащихся, ежегодно проводятся Дни Науки, охватывающие учащихся всех ступеней обучения. На школьную конференцию НОУ обычно представляются исследовательские работы по разным предметным областям, авторами которых являются гимназисты средней и старших школ.
Особое значение мы придаем стимулированию творческой деятельности одаренных детей. Своеобразной традицией и визитной карточкой гимназии стало проведение ежегодного праздника для победителей районных, краевых олимпиад, призеров конференций НОУ и их родителей. В этом празднике принимают участие более 100 человек детей, их учителей и родителей. За свои заслуги и победы учащиеся получают грамоты, денежные премии и подарки.
Вся информация о наших достижениях размещается на сайте гимназии, ведь информационная открытость – одно из необходимых условий для прогрессивного развития. В перспективных планах гимназии на следующий год - привлечение научного потенциала Вузов к работе с одаренными детьми для чтения факультативных спецкурсов для детей , интересующихся этой темой; для систематических занятий по подготовке учащихся к олимпиадам, в том числе дистанционным, заочным; для руководства исследовательскими работами учащихся.
Психологической службой гимназии оказывается квалифицированная психолого-педагогическая помощь родителям одаренных детей. Ведь не секрет, что иногда мамы и папы не могут определиться с тем, какое образовательное учреждение выбрать для ребенка, одаренного в той или иной области; какую предпочесть программу и режим обучения, где получить дополнительный образовательные услуги.
Безусловно, процесс выявления и поддержки юных дарований - сложен и многогранен. Но очевидно, что работа с одаренными детьми
будет успешной только в том случае, если руководят этим непростым процессом становления юных талантливых граждан России так же одаренные взрослые – педагоги.
|